воскресенье, 8 марта 2009 г.

О "трохимовке", монашке Гильдегарде, княгине Евпраксии, траволечении и здоровье.

О применении лекарственных растений, важности понимания народной мудрости траволечения и использования многовекового опыта укрепления и сохранения здоровья, монашке Гильдегарде, княжеской дочери Евпраксии Мстиславне, папирусе Эберса и о многом другом, я уже писал, на страницах своих блогов, здесь http://znakharus.blog.ru/ и здесь http://travnikblog.ru/ и на других (http://znakhar.wordpress.com/ , http://znakharus.blog.ru/ и http://travnik.ucoz.net/ ) - по немного!
Не нахожу более весомой и авторитетной аргументации ценности и важности, простого и всеобщедоступного, исконно единственного, способа лечения, укрепления, поддержания на должном уровне и сохранения своего здоровья.
Надо отдать должное читателям страниц моих блогов, которые не остались равнодушными, и в своих комментариях к моим постам, высказывали свое видение данной проблемы, которая их тоже беспокоит и волнует, интересна им не меньше моего, и они тоже многое чего знают, понимают и не просто умеют, а даже обучались традиционным методам, искусству целительства и мастерству - у известных мастеров (см. Простая методика самоисцеления на http://travnikblog.ru/ ).

Но, как видите там далее в комментарии, не все склонны к альтруизму, жертвованию своего личного времени и средств, другие не решаются сказать что-то важное, у третьих иная причина.
Как пишет одна из читательниц, в комментариях к "Простая методика самоисцеления": - “Я…училась… у мастера, правда сама несклонна к альтруизму, и поэтому лечить всех не получается. Для того чтобы помогать всем, нужно любить людей, а я не очень… особенно когда они…. Поэтому простые вещи, убрать головную, зубную боль, нормализовать давление, какие-то фурункулы и прочие вещи вылечить, а так же повысить потенцию у мужчины (если виновата психологическая причина), я могу, но только…. А вот браться за лечение онкологии, как мой учитель, я не берусь.
А что касается возможности научиться этому, то это может любой.… нужно желание и терпение.”
И, так далее.
Хотите продолжение дискуссии - заходите на http://travnikblog.ru/ .

А сейчас, в продолжение вышеизложенной мною мысли, у меня такая пора
боязни жертвования прошла, точнее сказать, я ее никогда не испытывал, и не имею “в себе” ничего плохого к людям вообще, более того к читателям страниц моих блогов.
Поэтому, и если даст Бог здоровье, возможности и время (!), - буду делиться своими познаниями в этой “темной”, для понимания некоторых области, рецептами, простыми оздоровительными методиками и некоторыми элементами народного целительства.

И все же, прежде, чем вести разговор о народной мудрости траволечения, использования для этого дикорастущих трав и “одомашненных” растений многовековом опыте целительства, стоит заметить, что использование человеком растений, уходит в такую глубокую давнину, что следы разумного использования человеком растений с такой целью, как лечебное питание, собственно лечение, косметика - теряются во времени!

Рассказы о применении растений, при том, что они в древние времена сопровождались нарочитой таинственностью, а предлагаемые рецепты порой были на грани мистики и фантастики по своему составу, находят не только историки, но и археологи.

В некоторых старинных рецептах использовались десятки компонентов растительного, животного и минерального происхождения. В других рецептах, которым придавалась особая важность, присутствовали серебро, золото, и даже мелко истолченные драгоценные камни.
Но наряду с такими удивительными «прописями», сохранилось немало полезных рецептов,
настоящих шедевров, основанных на высочайшей народной изобретательности, мудрейшей
наблюдательности и практике применения.

Вот, к примеру, шалфей. Он, уже в те далекие времена, пользовался особой популярностью и значительно выделялся среди других растений. Потому, уже в «Кентерберийских рассказах» великого английского поэта Джеффри Чосера, повествуется: “Пьют зелия, настойки и шалфей»,- в одном из рассказов, описывающих “курс лечения” пострадавшего в рыцарском турнире.

Там же у Чосера, монастырский капеллан, перечисляя лекарственные травы, называет среди прочих полынь, чистотел, мяту и ромашки цвет.
Задолго до этого, в Италии, в городе Салерно, уже в IX веке, сложилось сообщество медиков, или корпорация, как их тогда называли, которые занимались лечением растениями, и уделяли этому большое внимание.
А уже к началу XIV века, один из прославленных врачей и философов средневековья Арнольд из Виллановы изложил в стихотворной форме, своеобразное правило-устав, кредо Салернской школы.
В этом тексте, который известен под названием «Салернского кодекса здоровья», упомянуто уже десятки полезных растений.
Они были широко описаны, и разносторонне применялись врачевателями этой школы.
Еще раньше, о чем свидетельствует папирус Эберса, датируемый XVII столетием
до новой эры, существовала «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».
В которой приведены рецепты средств против внутренних и наружных болезней, и что очень
примечательно, эта книга содержит немало косметических рецептов и советов.

В тексте папируса, имеется особый раздел, который называется «Начальная книга превращения старых в молодых».
И раздел, «Как избавиться от неприятных признаков старости», где уже рекомендуются паровые маски, ванны, компрессы, массаж, бани, с многочисленными рецептами из различных растений и минералов.

Если не отделять косметологию от траволечения, то Египтяне, вклад в косметологию, народную медицину и траволечение, внесли раньше других, и бытовой грим был им известен 5 тисяч лет назад, а окрашенные седые волосы в черный цвет – кровью черных животных, сохранились на мумиях, до сих пор, не утратив своего цвета.

И уже в те древние времена, масла, припарки и мази для питания кожи и защиты ее от солнца, изготовленные на основе воловьего и овечьего жира, миндального, кунжутного, касторового и оливкового масел, использовались повсеместно.

Известен беспрецедентный случай.
В период царствования фараона Рамзеса III 1204-1173 гг до н. э. строители некрополя в Фивах, судя по всему, впервые в истории объявили забастовку в связи с отсутствием таких мазей и масел.

Целебные свойства растений были известны и нашим предкам.
Несомненно, это сказалось и на развитии знаний о лекарственных растениях.
Большим авторитетом врачевателя того времени пользовался врач князя Владимира,
о чём свидетельствует, дошедший до наших дней, замечательный «Изборник Святослава» (1073 г.), где описаны наиболее полезные лекарственные травы - «зелья».

В библиотеке Медичи в Италии был обнаружен медицинский трактат, относящийся к византийскому периоду, автором которого была Евпраксия, дочь русского князя Мстислава Владимировича.
Она усердно занималась изучением целебных свойств различных трав и растений и применением их в лечении.
Ее книга «Мази» - самое первое на Руси руководство, дошедшее до наших дней, по применению лекарственных растений - содержала разнообразные сведения по использованию мазей, состоящих из бараньего жира и измельченных трав, а также многие лечебные советы.

Уже в 1581 г. была открыта первая аптека, которая ведала заготовкой лекарственных трав, а в 1620 г. учрежден специальный Аптекарский приказ. В обязанности приказа входило наблюдение за «аптечными огородами», где разводились лекарственные растения, составлением травников, а также поиски новых «лечебных произрастаний».
За ними снаряжались специальные экспедиции Аптечного приказа на поиски не «заморских диковинок», а нужных лекарственных растений.
Один из создателей научного акушерства и фитотерапии, ботаник и фармацевт Н. А. Амбодик-Максимович, в своей работе «Врачебное веществославие или описание целительных растений, в пищу и лекарства употребляемых», писал: «Врачебное употребление растений не только врачам, но и любопытным лицам известно, ибо премногие наилучшие, безопаснейшие и самые действенные лекарства, равно как и самая лучшая и здоровая пища, из растений приготовляются».

Н. В. Гоголь, путешествуя и исследуя, глубоко изучал этнографию, географию, статистику и ботанику.
При этом он делал подробные заметки о лекарственных растениях, применяемых в различных губерниях. Так был создан «Лекарственный арзамасский травник» и «Травник симбирский».
Неоценимо значимы для нас потомков, четыре гоголевские тетради, сшитые из почтовой
бумаги, без переплета. А ценны они тем, что, основное место в них отведено выпискам о
растениях, в том числе о лекарственных содержащих описание всех известных тогда целебных трав.
Пристрастия Н. В. Гоголя к изучению лекарственных трав проясняет небольшая
заметка, опубликованная 13 февраля 1976 г. в еженедельнике «Книжное обозрение». Из которой следует вывод, что пристрастие великого писателя к целительству не случайно, и скорее всего закономерность - дружбы с врачем Михаилом Яковлевичем Трохимовским.

Это, М. Я. Трохимовским была предложена травяная настойка, которую с успехом применяли для лечения желудка.
Известная под названием «трохимовка», эта настойка вошла в медицину,
и долгие годы успешно применялась. М.Я. Трохимовский, родился в 1730 году на
Украине. После учебы в Киевской духовной академии переехал в Петербург, окончил медицинскую школу при Петербургском генеральном госпитале. Получив звание врача, долгие годы находился на военной службе. Свой досуг он посвящал изучению особенностей целебных трав. В 1772 году была издана книга М. Я. Трохимовского «Рассуждения о растениях в Крымской степи полковым лекарем усмотренных» - является одной из первых фармакологических книг.
С 1782 года и до последних дней своей жизни он работал врачом Миргородского уезда…».

Будьте здоровы! Продолжение этой статьи - на следующей странице.

Владимир Минн.

Комментариев нет: